Опрос

Нам интересно Ваше мнение.
С Вашей помощью сайт станет лучше!
Покупаете ли Вы книги?
Какой формат книг Вам удобнее?

Влияние живописной вывески в России на развитие искусства

Печать E-mail

В России XIX века появилась новая традиция создания живописных вывесок, основанная на применении технологии воронения железа. Изготовление такого изделия требовало длительной подготовки, позволяющей сделать металлическую поверхность матовой. Затем на металл, покрытый слоем льняного масла, наносились краски. При этом техника живописи была весьма своеобразной, и завершенная работа отчасти напоминала акварельные этюды. Хотя по сути, данные рекламные конструкции можно было бы назвать объемными металлическими буквами, окрашенные в заданный заказчиком цвет. Еще одна характерная черта той эпохи – позолота, придававшая вывескам особый шик. 

 Российские города были наполнены всевозможными рекламными конструкциями, и это буйство красок, эти образцы самодеятельного творчества и народной фантазии, непосредственно влияли на развитие искусства своего времени. В этом смысле примечательно творческое объединение художников «Бубновый валет», в основе стиля которых лежат именно традиции русской живописной вывески. 

Современники, в частности, Максимилиан Волошин, отмечают эту особенность творчества Ларионова, Машкова, Гончаровой – художников, входивших в объединение. В качестве примера нередко приводят картину «Хлебы советские», написанную Ильей Машковым в 1928 году. Это произведение – не вывеска и таковой никогда не являлось, но стилистически оно родственно этому традиционному рекламному продукту. Сам Машков в период создания картины является преподавателем Высшего художественно-технического института.

 Если у Ларионова влияние наружной рекламы проявляется в стремлении к предметности, в непосредственном и наивном изображении простых вещей, то у Гончаровой, к примеру, заметно движение от этой простоты и вещности к лубочной выразительности, также являющейся неотъемлемой чертой стиля российской живописной вывески. 

 Сама рекламная вывеска также прошла определенный исторический путь. Уже современники отмечали эволюцию вывесочных традиций. Так, в 1848 году журнал «Иллюстрация» опубликовал статью «Петербургские вывески», автор которой подробно прослеживает историю этого художественного явления. Он отмечает, что на живописных изделиях жанровые сценки со временем сменяются красочными изображениями предметов, обозначающих соответствующее заведение. Не остались без внимания и такие особенности русского вывесочного стиля как гротескность, своеобразное восприятие пропорций и соразмерности изображенных фигур. 

 Яркие и колоритные, рекламные конструкции заметно влияли на облик городских окраин. Масштабные полотна создавались народными мастерами для украшения всевозможных празднеств и ярмарочных гуляний. О своем впечатлении от московских вывесок, увиденных им во время пасхальных гуляний, писал и Лев Толстой. 

 В начале XX века многие русские художники высоко отзывались о старых табличках, оценивая их художественные достоинства. Являясь преимущественно утилитарным предметом, не претендующим на место среди произведений высокого искусства, российская вывеска, тем не менее, оставила заметный эмоциональный и стилистический след в русской живописи начала минувшего столетия.

 
« Пред.   След. »
© 2008-2014 "Искусство продаж". Все права защищены.. Все материалы, опубликованные на сайте, являются собственностью "Искусство Продаж". Копирование без прямой индексируемой ссылки на источник запрещено.